КАК РЕШИЛИСЬ? 


Мысль о просмотре американских школ для Филиппа появилась у нас в начале этого года, когда мы прятались от минской зимы в Майами. Надо сказать, что подаренное нам тогда солнце раз и навсегда изменило представление о том, какой может быть зима, как минимум в идеальном сценарии наших жизненных планов. Да что там зима, в Минске мы и летом о таком не мечтали: ежедневное солнце и близость океана словно учили нас жить, слышать ветер, читать сказки в облаках, чувствовать время как-то иначе. Мы окунулись в новые ощущения с головой, но трезво осознавали, что это последний "свободный" год, дальше школа и все прилагающиеся взрослые обязательства. И хотя со школой для Филиппа в Минске вопрос был решён, мы невольно начали думать о том, как бы вырваться к солнцу вновь следующей зимой. Сначала я думала, чтобы это была только зима, но этому сценарию не суждено было сбыться – если ехать, то только на год. Честно сказать, инициатива рассмотреть вариант обучения в штатах шла целиком от Димы, мне эта затея сначала показалось неким безумием (я-то на тот момент уже точно решила, что Филипп пойдёт в первый класс лет этак в 12...нет, ну а что?), но Дима уговорил просто покататься-посмотреть на местные школы - за спрос же не бьют, да и жутко интересно. Аргументов для спора у меня не было и Дима стал гуглить все школы в округе Майами, которые соответствовали нашим потребностям: 1) школа должна давать ребёнку визу F1 (учебная), 2) у них должен быть высокий рейтинг, 3) они должны брать детей без знания языка 4) мы должны потянуто ее по деньгам. Таких оказалось не так много и мы прокатились практически по всем из тех, что нам подошли, в округе 150км. Занятие это оказалось занятное, в какие-то школы мы влюблялись по уши, какие-то нас шокировали (не в лучшем смысле этого слова), в одной мы даже пустили "слезу", что нам не выпал в жизни шанс учиться в подобной. Методики обучения, о которых рассказывали на турах поражали, подход здорово отличался от нашего и меня это покорило сильнее ежедневного солнца....


ДРУГОЙ ПОДХОД


…Правда я должна напомнить, дело происходило в залитой солнцем Флориде, где каждый день ты просыпаешься от ярких лучшей, где разнообразная флора создает сочную и впечатляющую декорацию, где птицы сопровождают любые события успокаивающей музыкой, а ветерок и океан не дают дурным эмоциям задерживаться в твоем сердце. Тут ты доволен всем и без видимых на то причин, а когда еще и повод есть, то впечатление твое как минимум удваивается. А повод был, для меня был, именно потому я осталась под большим впечатлением. Дело в том, что я очень (как бы это правильно подобрать слово) спорно отношусь к тому подходу, который сформировался вокруг раннего активного образования в наших странах. Планки, которые ставятся сейчас перед детьми даже дошкольного возраста (причём ставятся не школами, а негласным родительским коллективом, хотя и школы уже вынуждены под это дело подстраиваться, как объясняли мне педагоги) мне кажутся уж слишком завышенными, а мы, родители, воспитанные обществом, где ты просто не имеешь права быть Другим, мчимся за этими сформировавшимися мнимыми "надо", толком не понимая зачем, но смело лишая детей детства, а себя покоя. Читать, писать, считать, ходить на 5 секций минимум…На обзоре одной минской школы директор подняла вопрос того, как важно человеку, а особенно ребенку, проводить наедине с собой не менее 2 часов в день, и одна мама прям прыснула недовольством: «Ха, где же взять эти 2 часа, если ребёнок в 8 классе?". Никогда не вмешиваюсь в подобные разговоры, но тут не выдержала и немного испуганная спросила: "Неужели так много занятий в школе задают?", и она ответила: "Если бы! Эти школьные программы ни на что не годятся, приходится самой водить ее на все кружки, чтобы не отставать от других!". Я была так поражена - у ребёнка не было и двух свободных часов в день и это был выбор родителей. Причём именно заботливых, неравнодушных родителей. Не подумайте, не сужу ни разу, наоборот, мне самой бы пришлось (или придётся) быть такой, останься мы в Минске, но в душе что-то скрежетало: "что-то не то...что-то не то". Я бы чекнулась в таком ритме на месте ребёнка, честное слово. Лично мне подобные два часа тишины сейчас жизненно необходимы - чтобы не спешить, чтобы чувствовать, чтобы жить. Меня всегда поражало, почему в школах не учат таким важным знаниям, как умение решать конфликтные ситуации, правильно вести диалоги, справляться со стрессами, следовать за зовом сердца, быть собой, мечтать с размахом. Уверена, это были бы мои любимые уроки - «Грамота внутреннего мира» и «Мечтаведение». Утрирую, конечно, про уроки, но суть в том, что никто никогда не пытался раскрыть, услышать, направить именно меня - личность (кроме моей любимой учительницы по физике и астрономии), зато всех гребли и гребут под единые стандарты, и только попробуй им не просоответствовать, тут ты сразу становишься морально уничтоженным, подавленным, да просто самым обычным неудачником. И хорошо, когда в характере ребенка есть эта струна соревновательского духа, когда такой подход пробуждает лидерские способности и стремление к результату, а что делать остальным? Смириться и махнуть рукой, пойдя сначала учиться, а потом и работать «куда возьмут». Буду рада, если вы поспорите и убедите меня в обратном, буду счастлива ошибаться.
Что ж, ну, а теперь самое время рассказать об Америке, да и в Европе, насколько я знаю, подходы похожие: здесь ребенка сравнивают не с другими детьми, а с ним же самим, но в разные отрезки времени. Тут нет родительских собраний, зато есть индивидуальные беседы родителей с директором тет-а-тет. Здесь будут сыпать комплиментами и вручать грамоты каждому ребенку по поводу и без: «За успех в том-то направлении», «За смелость», «За проявленный интерес», «За силу духа», «За харизматичность»... Кто знает, может он будущий великий художник, чего приставать к нему с этой математикой и гасить интерес к новому? Пусть думает, что он особенный, даже если еще не нашли, в чем. Нет, не так, он - точно особенный, главное найти, в чем. Здесь будут с первого дня учить тебя быть ответственным за свою судьбу, быть предприимчивым, будут учить действовать. Не важно в чем ты решил преуспеть, не важно с каким багажом знаний и возможностей, главное - действуй! Действуй и ничего не бойся, потому что все тебе под силу, все в твоих руках». Именно такой предстала нашему взору программа обучения. Как уж там выйдет на самом деле и что получится из этой всей затеи, будет видно, ну а пока обещанный рассказ о туре. 

 

 

***


Улыбчивая девушка Хлоя поприветствовала нас в здании администрации и жестом пригласила пройти в сторону внутреннего двора. «Позвольте я покажу вам наш мир» - сказала она немного заговорщически, словно приготовила для нас какой-то сюрприз и ей не терпится о нем рассказать. Это был полдень, солнце разлилось лучами по всему двору, ветер громко теребил листья пальм. Выйдя на улицу, мы сразу же попали в очаровательную длинную алею, образованную кирпичными столбами, которые заботливо обвивали совершенно новые для меня растения, что-то вроде нашего плюща. Хлоя что-то рассказывала Диме о школе, зданиях, о том, сколько им лет и кто из знаменитостей учился здесь…в общем, что-то базовое, не слишком интересное для меня на тот момент. Атмосфера и красота, в которую мы окунулись поразила меня куда больше, я не могла оторваться от счастливых лиц пробегавших мимо детей с темно-синей форме, от шума фонтана по центру двора, от изобилия растений и цветущих деревьев. Я смотрела на все, не в силах поверить, что такое возможно - что-то невероятное. «Ты идешь? - Димы выдернул меня из состояния аффекта. - Пойдем, нам покажут столовую». Двери одноэтажного кирпичного здания распахнулись и мы вошли в прохладное помещение. «Здесь у нас едят старшие классы, - немного торопясь, не пытаясь концентрироваться на данном помещении, и ведя нас дальше, рассказала Хлоя. - Здесь обитают дети помладше…». Пластиковые прямоугольные столы выстроились рядами, мне невольно вспомнились кадры американских фильмов. Мы перешли в следующий зал, прошли его вдоль и попали в еще один, явно отличающийся от предыдущих: низкие столы, рисунки на стенах. «А вот тут едят наши малыши» - пояснила Хлоя. - «Вы можете давать ребенку ланч с собой, а можете заказать обед у нас, это стоит 5$ в день,  я дам вам меню, как только мы вернемся в офис. Микроволновых печей у нас нет, разогревать еду мы не сможем, поэтому кладите ее в термос, если хотите, чтобы она оставалась теплой»…
Мы вышли из здания столовой и продолжили следовать за Хлоей - она решила показать нам мини огород, созданный вместе с детьми. На аккуратных грядках росли морковь, различные сорта зелени, рядом с каждым растением были вставлены таблички с названиями, написанными аккуратным, но очевидно детским почерком. В дальнем углу сада пристроилась деревянная стойка в форме домика с  инструментами, перчатками и прочей садовой атрибутикой. Вдоль невысоких заборчиков по периметру стояли горшки с живыми цветами. Все идеально, даже как-то слишком, словно с картинки из Pinterest. Следуя за Хлоей вдоль одноэтажного здания, я разглядывала рисунки, которыми были украшены стены. «Мы специально вывешиваем здесь рисунки малышей, чтобы они чувствовали значимость своих работ - их это вдохновляет» - пояснила она. В этот момент мне пришлось прижаться к стене - мимо нас прошла группа малышей, по ощущению первый или второй класс, все такие разные, интересные, яркие. Сердце фотографа улыбнулось. Я перевела взгляд на их воспитательницу - она была в чудесном настроении и что-то активно рассказывала ребятам, направляя их вперёд. "Привет! Как ваши дела?"- кинула она нам стандартную американскую фразу, дополнив её дружелюбной улыбкой, и, не дождавшись ответа, продолжила свой путь. 
Хлоя пригласила нас войти в одну из дверей: «Здесь у нас занимаются первоклассники" - пояснила она. Посреди комнаты взгромоздилось огромное дерево, сделанное из бумаги, тканей и подручных материалов - очень красиво и душевно. В классе были дети и преподаватель, но мы зашли тихо и никто не обратил на нас внимания - толи привыкли, что кто-то может вот так войти в класс, толи просто не заметили. "На этой неделе они изучают животный мир тропических лесов. Каждому ребенку отведена роль определенного животного и он должен в течении недели максимально вжиться в нее: изучить повадки животного, проявлять их в течение дня, узнать о способах добычи пищи и прочие детали жизни, а потом, на уроке, поделиться этой информацией с другими ребятами». Хлоя приветственно улыбнулась учительнице, заметившей нас. Урок закончился и учительница подошла к нам поздороваться, Хлоя, пользуясь случаем, попросила рассказать нам коротко о текущем занятии. Учительница что-то начала рассказывать, но я не смогла услышать, потому что меня окружили крокодил, ягуар и хамелеон. Когда же мне удалось с ними расправиться и я вернулась к разговору, учительница рассказывала, что параллельный первый класс в это же время изучает другую тему - «Природные явления» , в конце недели они собираются все вместе, чтобы ученики одного класса рассказали ученикам другого класса о пройденном материале. Меня поразило это до глубины души - в первом классе детей учат не только наряжаться в разные маски, подстраиваясь под те или иные жизненные обстоятельства, а еще и преподавать - передавать свои знания дальше. Декорации тропического леса в классе, как позже выяснилось, тоже были созданы с участием детей - как же иначе? 
Дети ушли ровным строем поглощать обед и у нас было еще несколько минут, чтобы разглядеть обстановку в классе более детально. Все столы оказались разделены на 4 острова, чтобы можно было сажать малышню по группам согласно уровню их знаний на текущий момент и подбирать наиболее подходящие задания в зависимости от этого уровня. Так, на одном и том же уроке математики в одном и том же классе кто-то может сидеть и складывать 2+2, а кто-то умножать 20 на 20 - никому не скучно. По периметру комнаты стояли комоды с пособиями, в уголке лежал ковер, чтобы можно было поваляться - отдохнуть, стены были увешаны рисунками детей, а так же всякими учебными плакатами. Очень уютно, хоть и немного зябко из-за активно работающего кондиционера. 
Хлоя пригласила нас пройти дальше - в кабинет трудов. Мы вошли в большое помещение, разделенное на две комнаты. В первой никого не было, но через дверной проем было видно и слышно, как ребята лет 10-12 активно шумят в соседней комнате. Хлоя задержала нас в первом зале, рассказав о том, что уже с 2-3 класса малыши создают различные приложения для смартфонов, похвалилась достижением учеников - шлемом для бейсбола, который может фиксировать состояние спортсмена в случае удара по голове (надеюсь, я правильно помню суть), в общем, это изобретение вышло за рамки кабинета трудов и им уже пользуются спортсмены - гордость школы. Повсюду стояли большие столы, предназначенные для более старших детей, судя по их высоте. На стенах висели инструменты, плакаты, фотографии и множество других деталей, которые мне уже сложно вспомнить. Мы не сильно задержались в этом помещении, и я была тому рада - мне не терпелось подобраться поближе к ребятам, которые что-то очень оживленно создавали.  Столы были завалены различными материалами: разноцветная бумага, деревянные фигуры, перья, блестки, пластиковые трубки, железки - чего тут только ни было. Каждый ребенок работал с коробкой, по-своему украшая ее различными деталями. Трое ребят столпились и громко смеялись тому, что получилось у одного из них. Две девочки тихонечко помогали друг другу, из коробки одной из них торчало что-то розовое и пушистое. В углу какой-то мальчишка «отбился от стаи» и увлеченно играл со скелетом, равнодушный к происходящему. Очень-очень шумно - опять словно кадр из фильма. «Пойдемте-ка спросим, что тут творится» - почти прокричала нам Хлоя, направляясь к преподавателю класса. «Каждый из ребят должен сделать коробку, которая отражает его внутренний и внешний мир - пояснил тот, - внутри коробка должна быть украшена так, как ребенок видит себя сам, а снаружи так, как он хотел бы, чтобы воспринимали его другие». У меня не было слов, но я уже ничему не удивлялась, просто впитывала.


Я сразу не предала этому значения, но в тот момент я вдруг осознала, что это был не просто ознакомительно-рекламный тур по школе - нам разрешили увидеть жизнь изнутри, какой она была, окунуться и посмотреть все глазами ребенка, которому предстоит тут учиться. В сердце защемило. Я тут же вспомнила, как нас знакомили с платной школе в Минске, усаживая в кабинете всех родителей в круг и включая видео-презентацию на телевизоре. А тут вот она жизнь, бурлящая, словно на странице тех Филькиных книжек без слов, на разворотах которой так много персонажей и столько всего происходит, что сразу и не разглядишь: вон две девочки сидят, оперевшись о стену и хохочят, передавая друг другу наушники, рюкзаки рядом нараспашку, позы такие свободные, словно они дома и никто их не видит; парни-старшеклассники торопятся вперед с какими-то новыми для меня спортивным инвентарем, похожим на маленький сачок с здоровенной палкой; вон преподаватель с большим строительным феном (тем, что сдувают листву с дорог или скошенную траву) тестирует посреди поляны созданные учениками картонные дома на устойчивость к урагану, а ребята столпотворившись на веранде второго этажа ближайшего здания наблюдают за всем сверху, ликуя или поддерживая тот или иной «проект»; вон девочка сидит читает что-то на лавочке вдали ото всех…
«У нас не принято задавать домашние задания в первых классах» - завершала свой тур Хлоя.- Мы считаем, что детям дается достаточно знаний с 8.00 до 15.00, вечером они должны побыть с семьей и посвятить время играм, чтению - отдохнуть. Бассейн у нас под открытым небом, занятия два раза в неделю. Здесь мед. пункт. Вот, кажется, и все. Есть у вас какие-то вопросы ко мне?»
Мы стояли немного потерянные от всего увиденного и даже не сразу ответили. Нет. Вопросов у нас не было, по крайней мере не к Хлое и не к школе. 

 

 

***



Я удивлю вас, наверное, сказав, что Филипп не смог пойти в эту школу, о которой я вам рассказала, ее название Pine Crest. Не смог по нескольким причинам: во-первых, туда не берут детей без знания языка, во-вторых, она для нас оказалась весьма дорогой по цене. Одним словом, и нам и Филиппу до нее еще надо дорасти. Но мне хотелось рассказать вам об американском образовании именно через нее, потому что именно она произвела на меня самое сильное впечатление, именно тут я осознала, как сильно отличаются подходы к образованию по сравнению с нашими. Школа Филиппа, на которой мы остановили выбор нам тоже очень понравилась. Она находится в уютном городочке Weston, который спрятался в густой сочной зелени и укутался озёрами, словно пледами. Тут тихо и как-то художественно красиво, если так можно выразиться, а ещё город постоянно мелькает в тех или иных рейтингах на топовых позициях: то входит в топ городов Флориды по уровню жизни, то в топ-10 Америки по уровню образования. Сама школа, а скорее люди, которые нас в ней встретили, с первой минуты оставили самые тёплые впечатления, да и территория школы показалась нам очень уютно, хоть и совсем крошечной по сравнению с той, что я описывала раньше. Позже мы не раз видели в интернете, что Sagemont называют Семьёй, пока так оно и есть по ощущениям, надеюсь, этот год не изменит первое впечатление. А еще возле школы есть озеро с лебедями, открытый бассейн, футбольное поле…там хорошо. 
Для интересующихся образованием: чтобы попасть на тур в ту или иную школу, необходимо предварительно записаться на их сайте. Некоторые из школ удивили нас забитым расписанием -  можно было на неделю или две вперед. Имейте это ввиду. Ну вот и все. Про визы, документы, язык и жилье я расскажу чуточку позже.